Федеральный молодежно-патриотический проект
«Города-Славы»

Город славы России — Владивосток

    Владивосток
Герб Владивостока

Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 2010 года № 1333

Владивосток: охраняя морские просторы

Новости

25 Февраля, 2015 Владивосток встретил День защитника Отечества выступлением оркестра

23 февраля, в День защитника Отечества, на большой сцене Приморской краевой филармонии состоялось выступление оркестра штаба Тихоокеанского флота. Со сцены…

Какой ассоциативный ряд возникает при упоминании города Владивосток? Тихоокеанский флот, Японское море и киты, бухты-заливы и маяки, крейсер Варяг и доносящаяся из радиоприемника конца 90-х песня «Владивосток-2000» известной российской рок-группы.

В древности территории современного Владивостока принадлежали государству Бохай, которое населяли тунгусо-маньчжурские народы. Потом современное Приморье долго было безлюдным и пустынным, пока в 1858 г. Россия и Китай не подписали Айгуньский договор о совместном использовании этих земель. Предметом соглашения было установление международной границы: левый берег Амура от реки Аргуни до устья признавался собственностью России, а Уссурийский край от впадения Уссури в Амур до моря оставался в общем владении. Плавание по Амуру, Сунгари и Уссури было разрешено только российским и китайским судам и запрещено всем остальным. В 1860 г. на этой общей территории (чуть позднее полностью перешедшей к России по Пекинскому договору) и был основан Владивосток, который никогда не менял своего имени.

Владивосток всегда выступал в истории страны как город-порт: с самого своего начала, когда генерал-губернатор Восточной Сибири Муравьев-Амурский открыл бухту Золотой Рог в заливе Петра Великого, до сегодняшнего дня, когда он является центром международной торговли. И с первых дней возникновения порт играл огромную роль в освоении дальневосточных окраин. Он стал главной распределительной базой грузопотоков на Сахалин, Камчатку и другие удаленные территории, отправной точкой рейсов русских кораблей в соседние страны и одновременно – главным российским дальневосточным причалом для судов иностранных держав. В гавань Владивостока заходили голландские, английские, американские, японские, немецкие экипажи, а в 1862 г. для увеличения объемов внешней торговли порту был присвоен статус свободного, пользующегося правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров.
Заложенный как форпост, город естественно был связан с военным делом. Строительство начинали высадившиеся с военного корабля «Маньчжур» офицеры под предводительством капитана-лейтенанта Шефнера. В 70-х годах XIX века Владивосток уже не просто охраняет восточные рубежи Российской империи, но еще и становится штабом Сибирской военной флотилии и центром других военно-морских учреждений. Такая стратегическая важность Владивостока, к тому времени получившего статус города, потребовала усиленной обороны по всему периметру. Строительство укреплений продолжалось вплоть до 80-х годов ХХ века. Правда, сейчас большая часть бывших военных объектов предана музейным фондам. В 60-е годы прошедшего столетия шло бурное строительство по наставлению Хрущева, мечтавшего «Владивосток сделать городом лучшим, чем Сан-Франциско». С 1958 вплоть до 1992 г. Владивосток был закрытым для посещения иностранцами городом все по той же стратегической причине – из-за нахождения там морской базы советского флота.

О доблестях, о подвигах, о славе

В списке городов воинской славы Владивосток стоит немного особняком. Разрушения Второй мировой войны до него не дошли, но это не значит, что его жители не проявляли мужество, стойкость и массовый героизм в борьбе за свободу и независимость Отечества. Вручение Владивостоку «за ратные и трудовые подвиги» звания «Города воинской славы» в ноябре 2010 г. – это признание его заслуг всеми поколениями нашей огромной страны. Единственный заслуживший такое звание на Дальнем Востоке город Владивосток – это подвиг «Варяга» и подводной лодки С-56, героев-тихоокеанцев в битве под Москвой и при обороне Ленинграда, это Владивостокская крепость и действия в Аденском заливе.

В конце XIX века правительство во главе с Николаем II решило «назначить» главным стратегическим пунктом потенциальных военных действий Дальний Восток и в связи с этим усилить Тихоокеанский флот. Была даже составлена специальная судостроительная программа, но главным событием для императорских войск было получение Порт-Артура, незамерзающей базы на побережье Желтого моря. По заключенной 15 марта 1897 г. русско-китайской конвенции Порт-Артур предоставлялся в аренду России на 25 лет с правом продления этого срока. С конца ноября 1897 г. российские корабли стали менять дислокацию: перебазировались из Владивостока в Порт-Артур «для недопущения его захвата англичанами». Так образовалась Первая Тихоокеанская эскадра под развевающимся Андреевским флагом, а в заливе Петра Великого остался лишь Владивостокский отряд крейсеров и несколько миноносцев.

В самом начале русско-японской войны, 27 января (9 февраля) 1904 г., произошел бой у корейского города Чемульпо. Первая Тихоокеанская эскадра под предводительством капитана Руднева героически сражалась с войсками неприятеля. «Врагу не сдается наш гордый «Варяг» – поется в известной песне. Так и было на самом деле: когда командование поняло, что продолжать бой бессмысленно, а отдаваться в плен не патриотично, то решило затопить бронепалубный крейсер, а русскую канонерскую лодку «Кореец» – взорвать.

Ожесточенная борьба за Порт-Артур началась с высадки японской армии на Ляодунском полуострове. Но именно уничтожение объединенных военно-морских сил Российской империи (и Порт-Артура, и Владивостока) было главной целью японской армии во время войны. Историю Порт-Артура называли «трагедией японского оружия» – 8 месяцев осады и 4 штурма крепости стоили армии противника 110 тысяч человек. Капитуляцию Порт-Артура Ленин сравнил с «прологом капитуляции царизма». Эту войну мы проиграли. По Портсмутскому мирному договору, подписанному в 1905 г., заветная база в Желтом море вновь отошла Японии, но до Владивостока иностранные войска так и не добрались.
Этим конфликты с Японией, конечно, не исчерпались. В 1928 г. Япония разработала план «Оцу» – нападение на СССР с целью захвата территорий от Владивостока до озера Байкал. После конфликта на КВЖД во Владивостоке, Уссурийске и Гродеково открылись пункты переправки маньчжурских беженцев в России. Во время противостояния, когда белокитайские батальоны напали на заставу «Полтавка», 18 пограничников отражали нападение. Начальник заставы Иван Казак был пулеметчиком, а его жена, Татьяна, под огнем противника перевязывала раненых и добывала боеприпасы. Татьяна Казак стала первой женщиной СССР, награжденной орденом Красной звезды.
Когда Япония заняла Маньчжурию, то война подошла совсем близко к Владивостоку.

В период с 1936 по 1938 г. на дальневосточной границе зафиксирован 231 пограничный инцидент с японцами. Из них 35 – крупные боевые столкновения. Японские источники дают еще более внушительные цифры – 506 инцидентов за три года. В Хасанских боях, произошедших в 1938 г. у знаменитого озера, Владивосток оказывал поддержку и тыловое обеспечение частям Красной Армии, Тихоокеанский флот дал отпор агрессору, а сами владивостокцы проявили мужество и героизм. Среди сражавшихся была и Екатерина Алексеева, жена помощника начальника штаба пограничного отряда и музыкант военного клуба, тоже награжденная орденом Красной звезды. Это о ней композитор Матвей Блантер и поэт Михаил Исаковский написали такую нежную, вдохновляющую на подвиги и проникнутую любовью к Родине песню «Катюша».

Владивостокцы сражались за Родину и на всех фронтах Великой Отечественной войны: 96-я сталинская отдельная дивизия из пограничников и моряков-тихоокеанцев прославилась под Сталинградом, 102-я дивизия НКВД из пограничников Приморья и Хабаровска прославилась на Курской дуге и в наступательных операциях до Берлина, матросы и офицеры с Русского острова боролись с японскими милитаристами. Командиры Хасанского и Уссурийского полков Матронин и Кузнецов стали Героями Советского Союза посмертно. Еще 45 тысяч приморцев не вернулись с этой войны.

Легендарная подводная лодка Тихоокеанского флота С-56 считается самой результативной лодкой в ВОВ по количеству потопленных целей. Неприятель боялся точности и несокрушимости ее экипажа. Германское командование 18 раз объявляло, что С-56 больше не существует, однако субмарина продолжала свою героическую деятельность и выведена из состава флота была только в 1955 г.
Во время войны через Владивосток из США для нужд фронта по ленд-лизу поставлялись военная техника, боеприпасы, гуманитарная помощь. Героические рейсы совершали суда «Дальневосточного пароходства» и других морских организаций Владивостока.

И даже после окончания вооруженного конфликта, принесшего столько жертв всему миру, город-порт не переставал вносить свой вклад в разрешение проблемных ситуаций. Владивосток как крупнейшая военно-морская база был сдерживающим фактором при разжигании войны на Корейском полуострове. Во время Вьетнамской войны дальневосточные моряки доставляли гуманитарную помощь во Вьетнам. Уже в конце 2000-х жители Владивостока снова встали на защиту тех, кто нуждается в помощи. Тихоокеанцы около трех месяцев обеспечивали безопасность судоходства в районе Аденского залива, где активно действуют сомалийские пираты.

Владивосток сегодня

Здесь заканчивается Транссибирская магистраль и начинается море. Владивосток – город заливов, проливов и бухт. В этом современном центре Приморского края проживают более 600 тыс. человек. Он протянулся на 30 км с юга на север, на 10 км с запада на восток и омывается водами Амурского и Уссурийского заливов. Уставом города утверждена структура органов местного самоуправления, включающая в себя городскую думу, администрацию, контрольно-счетную палату, муниципальную образовательную комиссию. С 2008 г. главой города является Игорь Сергеевич Пушкарев, ранее представлявший Приморский край в Совете Федераций.

Промышленность Владивостока ориентирована на судостроение, но представлена разными отраслями, среди которых наибольший вес имеют пищевая промышленность, металлообработка и машиностроение, лесообрабатывающая промышленность. Основным фактором, определяющим экономику города, стало расположение города: морской торговый порт Владивостока осуществляет морскую навигацию круглый год, а сам он является крупной базой ловли рыбы и морепродуктов.

Научная жизнь Владивостока тоже связана с морем. Помимо Дальневосточного отделения Российской академии наук в городе находятся Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр, Дальневосточный региональный научно-исследовательский гидрометеорологический институт, Морской государственный университет имени адмирала Невельского и Тихоокеанский военно-морской институт имени адмирала Макарова. Еще в 1899 г. в городе был основан Восточный институт, который до сих пор позволяет готовить кадры, способные наладить взаимодействие с соседними странами, а в 2011 г. три крупнейших университета Владивостока были объединены в Дальневосточный федеральный университет.

Важной частью Владивостока стал и располагающийся в нескольких километрах от него остров Русский, являющийся частью города. По одной из версий, имя этот остров архипелага Императрицы Евгении получил в честь России и ее народа. Остров Русский – это «дальневосточный Кронштадт», где располагается Владивостокская крепость. В советское время остров был закрыт, потому что на нем располагалось несколько военных баз. Но в 2012 г. здесь прошел саммит 24-й АТЭС, Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Сегодня остров Русский – это туристско-рекреационная экономическая зона. А это значит, что Владивосток перспективный и интенсивно развивающийся молодой (чуть более 150 лет) город, признанный сообществами мирового уровня.

Владивосток – это частичка Европы в Азии, что заметно в каждой детали его ландшафта. Город заключил побратимские отношения с 20 городами мира, большая часть из которых представляет Японию, Корею, КНР и США.
Утро России начинается во Владивостоке – солнце встает раньше всего именно в этой географической точке нашей страны. Международный джазовый фестиваль «International Jazz Festival», международный фестиваль морских университетов «Молодые капитаны Мирового океана», фортификационные сооружения Владивостокской крепости – музей под открытым небом на площади почти в 400 кв. км, Ворошиловская батарея на Русском острове, Океанариум, посвященный подводному миру Тихого океана, – здесь есть что посмотреть и чем восхититься.

На протяжении двух веков Владивосток из маленького военного поста превратился в восточные морские ворота нашей страны. Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2010 г. № 1333 он награжден званием «Города воинской славы». И это Владивосток заслужил, защищая интересы и мирную жизнь населения не только своей страны. Сохранить безопасность и целостность Отечества, помочь обеспечению спокойствия и справедливости в других странах мира – вот что заслуживает уважения и внимания.

Город воинской славы России — Владивосток

Город воинской славы России — ВладивостокГород воинской славы России — ВладивостокГород воинской славы России — Владивосток